Крупы широко используются в питании детей дошкольного возраста для приготовления разнообразных блюд – каш, запеканок, пудингов, супов, котлет и т.д. Наиболее распространенным блюдом из круп являются каши. Их включают в рацион ребенка в качестве самостоятельного блюда или гарнира.
Различают несколько видов каш. Рассыпчатые каши варят на воде из всех видов круп, кроме манной, овсяной и овсяных хлопьев «Геркулес». В готовой каше зерна должны быть хорошо проваренными, сохранять форму и легко отделяться друг от друга.
Вязкие каши готовят на молоке, воде или молоке с добавлением воды. В готовом виде зерна должны быть полностью набухшими и хорошо разваренными. При варке необходимо учитывать неоднородную способность круп набухать и развариваться. Рисовая, овсяная, пшеничная, перловая и кукурузная крупы в воде развариваются быстрее, чем в воде с молоком.
Жидкие каши готовят из всех видов круп, кроме гречневой и ячменной, на смеси молока и воды, а также на молоке. Привар жидких каш составляет 500 – 560%. Способ приготовления жидких каш схож с приготовлением вязких, но отличается большим объемом добавляемой жидкости.
Благодаря сочетанию традиционных круп с фруктами, ягодами, орехами, яйцами, овощами и т.д. значительно расширяется ассортимент крупяных блюд и повышается их пищевая ценность. Таким образом, пищевая ценность молочных каш значительно выше, чем каш, приготовленных на воде. При использовании каш в качестве гарнира к мясу или рыбе за счет белка повышается пищевая и биологическая ценность конечного блюда.
В таблице 1 представлены основные характеристики пищевой ценности различных видов круп. Как видно из таблицы, овсяная крупа содержит наибольшее количество жиров и обладает высокой энергетической ценностью на 100г продукта. Данное качество крупы позволяет использовать овсяные каши для приготовления блюд для завтрака. Гречневая крупа – лидер по содержанию белка, пищевых волокон и таких микроэлементов, как калий, железо и магний, благодаря чему она относится к высокоценным диетическим продуктам питания. Рисовая крупа – источник преимущественно углеводов, в т.ч. крахмалов.
Действие каш на организм ребенка, в частности на пищеварительную систему, зависит не только от вида каши, но и от способа кулинарной обработки. Рассыпчатые каши раздражают слизистую желудка и кишечника, стимулируя двигательную активность, тогда как протертые не оказывают подобного воздействия.
Общее требование к приготовлению каш – обязательное перебирание и промывание круп. Пшено, перловую и рисовую крупу сначала промывают теплой, а затем горячей водой, ячневую – только теплой. Манную и дробление крупы, а также овсяные хлопья «Геркулес» не промывают.
Потери основных пищевых веществ и энергии при основных процессах кулинарной обработки блюд и кулинарных изделий из круп представлены в таблице 2.
Таблица 1
Химический состав различных сортов зерна (на 100г)
Крупы |
Основные пищевые вещества и энергия |
Микроэлементы |
Витамины |
||||||||||||
Энергети ческая ценность, ккал |
Белок, г |
Жир, г |
Углеводы, г |
Пищ евые вол окна, % |
Na, мг |
К, мг |
Са, мг |
Mg, мг |
Р, мг |
Fe, мг |
В1, мг |
В2, мг |
РР, мг |
Карат пноиды, мкг |
|
Пшеница |
|||||||||||||||
«Артек» |
329 |
11,0 |
1,2 |
68,5 |
4,6 |
17 |
230 |
40 |
60 |
276 |
4,7 |
0,3 |
0,1 |
1,4 |
0 |
Манная |
333 |
10,3 |
1,0 |
70,6 |
3,6 |
3 |
130 |
20 |
18 |
85 |
1,0 |
0,14 |
0,04 |
1,2 |
0 |
«Полтавская» |
329 |
11,5 |
1,3 |
67,9 |
4,4 |
17 |
230 |
40 |
60 |
261 |
4,4 |
0,3 |
0,1 |
1,4 |
0 |
Овес |
|||||||||||||||
Овсяная |
342 |
12,3 |
6,1 |
59,5 |
8,0 |
35 |
362 |
64 |
116 |
349 |
3,9 |
0,49 |
0,11 |
1,1 |
0 |
«Геркулес» |
352 |
12,3 |
6,2 |
61,8 |
6,0 |
20 |
330 |
52 |
129 |
328 |
3,6 |
0,45 |
0,1 |
1,0 |
0 |
Рис |
|||||||||||||||
Рисовая |
333 |
7,0 |
1,0 |
74,0 |
3,0 |
12 |
100 |
8 |
50 |
150 |
1,0 |
0,08 |
0,04 |
1,6 |
0 |
Гречиха |
|||||||||||||||
Гречневый продел |
300 |
9,5 |
2,3 |
60,4 |
12,5 |
3 |
320 |
20 |
150 |
253 |
4,9 |
0,42 |
0,17 |
3,8 |
0 |
Гречневая ядрица |
308 |
12,6 |
3,3 |
57,1 |
11,3 |
3 |
380 |
20 |
200 |
298 |
6,7 |
0,43 |
0,2 |
4,2 |
10 |
Ячмень |
|||||||||||||||
Перловая |
315 |
9,3 |
1,1 |
66,9 |
7,8 |
10 |
172 |
38 |
40 |
353 |
1,8 |
0,12 |
0,06 |
2,0 |
0 |
Ячневая |
313 |
10,0 |
1,3 |
65,4 |
8,1 |
15 |
205 |
80 |
50 |
343 |
1,8 |
0,27 |
0,08 |
2,7 |
0 |
Просо |
|||||||||||||||
Пшено шлифованное |
342 |
11,5 |
3,3 |
66,5 |
3,6 |
10 |
211 |
27 |
83 |
233 |
2,7 |
0,42 |
0,04 |
1,6 |
20 |
Кукуруза |
|||||||||||||||
Кукуруза |
328 |
8,3 |
1,2 |
71,0 |
4,8 |
7 |
147 |
20 |
30 |
109 |
2,7 |
|
0,07 |
1,1 |
200 |
Таблица 2
Потери основных пищевых веществ и энергетической ценности пищевых продуктов при основных процессах кулинарной обработки блюд и кулинарных изделий, %
Блюда из круп |
Белки |
Жиры |
Моно- и дисах ариды |
Кра хмал |
Клет чатка |
Органи ческие кислоты |
Энергет ическая ценность |
Минеральные вещества |
Вита мины |
|||||||
Na |
K |
Ca |
Mg |
P |
Fe |
B1 |
B2 |
PP |
||||||||
Варка рассыпчатых каш (гречневой, перловой, пшеничной, рисовой, ячневой) |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
30 |
22 |
15 |
Варка рассыпчатого риса со сливом воды |
4 |
1 |
18 |
7 |
4 |
- |
7 |
56 |
27 |
77 |
29 |
26 |
6 |
43 |
34 |
22 |
Варка вязких каш из манной крупы |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
16 |
10 |
9 |
Варка вязких каш из круп: гречневой, овсяной, овсяных хлопьев «Геркулес», пшеничной «Полтавской», ячневой, пшенной |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
26 |
20 |
9 |
Варка жидких каш из круп: манной, овсяной, овсяных хлопьев «Геркулес», пшенной «Полтавской» |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
5 |
5 |
Приготовление запеканок, крупеников, пудингов |
4 |
1 |
2 |
4 |
2 |
5 |
3 |
4 |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
24 |
16 |
9 |
Приготовление биточков, котлет |
9 |
12 |
6 |
9 |
2 |
1 |
10 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
34 |
28 |
11 |
Из круп, помимо каш, готовят также котлеты, биточки, зразы, запеканки, в т.ч. Из манной крупы. Пудинги и запеканки с добавлением творога по пищевой ценности сопоставимы с блюдами из мяса и рыбы. Для приготовления запеканок из круп варят вязкую и рассыпчатую кашу, в которую вносят необходимые (в соответствии с рецептурой) ингредиенты.
В таблицах 3 – 4 приведены нормы потребления круп и примерные объемы порций крупяных блюд для питания детей дошкольного возраста в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2 4 1 3049 13 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26
Таблица 3
Рекомендуемые среднесуточные нормы питания в дошкольных организациях (г, мл на одного ребенка)
Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов |
Качество продуктов в зависимости от возраста детей |
|||
Брутто |
Нетто |
|||
1 – 3 года |
3 – 7 лет |
1 – 3 года |
3 – 7 лет |
|
Крупы (злаки), бобовые |
30 |
43 |
30 |
43 |
Таблица 4
Примерные возрастные объемы порций для детей
Наименование блюд |
Вес (масса), г |
|
1 – 3 года |
3 – 7 лет |
|
Завтрак |
||
Каша |
120 – 200 |
200 – 250 |
Обед |
||
Гарнир |
100 – 150 |
150 – 180 |
Полдник |
||
Блюдо из круп |
80 – 150 |
150 – 180 |
Ужин |
||
Каша |
120 – 200 |
200 – 250 |
Несмотря на значительную роль, которую играют крупяные блюда в детском питании, при наличии в анамнезе ребенка глютеновой энтеропатии – заболевания, обусловленного неспособностью кишечника переваривать клейковину злаковых (глютен), - из рациона исключаются блюда, содержащие пшено, овес, рожь и ячмень. Блюда из этих злаков заменяются рисовыми, гречневыми и кукурузными.
Этот веб-сайт использует файлы cookie для повышения удобства работы с веб-сайтом. Переход по ссылке на наш веб-сайт или работа на веб-сайте подразумевают согласие со сбором данных посредством файлов cookie.