3
 
1
 
2
 
6
 
1
 
1
 
 
 

Крупы в детском питании


         Крупы широко используются в питании детей дошкольного возраста для приготовления разнообразных блюд – каш, запеканок, пудингов, супов, котлет и т.д. Наиболее распространенным блюдом из круп являются каши. Их включают в рацион ребенка в качестве самостоятельного блюда или гарнира.

         Различают несколько видов каш. Рассыпчатые каши варят на воде из всех видов круп, кроме манной, овсяной и овсяных хлопьев «Геркулес». В готовой каше зерна должны быть хорошо проваренными, сохранять форму и легко отделяться друг от друга.

         Вязкие каши готовят на молоке, воде или молоке с добавлением воды. В готовом виде зерна должны быть полностью набухшими и хорошо разваренными. При варке необходимо учитывать неоднородную способность круп набухать и развариваться. Рисовая, овсяная, пшеничная, перловая и кукурузная крупы в воде развариваются быстрее, чем в воде с молоком.

         Жидкие каши готовят из всех видов круп, кроме гречневой и ячменной,  на смеси молока и воды, а также на молоке. Привар жидких каш составляет 500 – 560%. Способ приготовления жидких каш схож с приготовлением вязких, но отличается большим объемом добавляемой жидкости.

         Благодаря сочетанию традиционных круп с фруктами, ягодами, орехами, яйцами, овощами и т.д. значительно расширяется ассортимент крупяных блюд и повышается их пищевая ценность. Таким образом, пищевая ценность молочных каш значительно выше, чем каш, приготовленных на воде. При использовании каш в качестве гарнира к мясу или рыбе за счет белка повышается пищевая и биологическая ценность конечного блюда.

         В таблице 1 представлены основные характеристики пищевой ценности различных видов круп. Как видно из таблицы, овсяная крупа содержит наибольшее количество жиров и обладает высокой энергетической ценностью на 100г продукта. Данное качество крупы позволяет использовать овсяные каши для приготовления блюд для завтрака. Гречневая крупа – лидер по содержанию белка, пищевых волокон и таких микроэлементов, как калий, железо и магний, благодаря чему она относится к высокоценным диетическим продуктам питания. Рисовая крупа – источник преимущественно углеводов, в т.ч. крахмалов.

         Действие каш на организм ребенка, в частности на пищеварительную систему, зависит не только от вида каши, но и от способа кулинарной обработки. Рассыпчатые каши раздражают слизистую желудка и кишечника, стимулируя двигательную активность, тогда как протертые не оказывают подобного воздействия.

         Общее требование к приготовлению каш – обязательное перебирание и промывание круп. Пшено, перловую и рисовую крупу сначала промывают теплой, а затем горячей водой, ячневую – только теплой. Манную и дробление крупы, а также овсяные хлопья «Геркулес» не промывают.

         Потери основных пищевых веществ и энергии при основных процессах кулинарной обработки блюд и кулинарных изделий из круп представлены в таблице 2.

 Таблица 1

Химический состав различных сортов зерна (на 100г)

Крупы

Основные пищевые вещества и энергия

Микроэлементы

Витамины

Энергети

ческая ценность, ккал

Белок, г

Жир, г

Углеводы, г

Пищ

евые вол

окна, %

Na, мг

К, мг

Са, мг

Mg, мг

Р, мг

Fe, мг

В1, мг

В2, мг

РР, мг

Карат

пноиды, мкг

Пшеница

«Артек»

329

11,0

1,2

68,5

4,6

17

230

40

60

276

4,7

0,3

0,1

1,4

0

Манная

333

10,3

1,0

70,6

3,6

3

130

20

18

85

1,0

0,14

0,04

1,2

0

«Полтавская»

329

11,5

1,3

67,9

4,4

17

230

40

60

261

4,4

0,3

0,1

1,4

0

Овес

Овсяная

342

12,3

6,1

59,5

8,0

35

362

64

116

349

3,9

0,49

0,11

1,1

0

«Геркулес»

352

12,3

6,2

61,8

6,0

20

330

52

129

328

3,6

0,45

0,1

1,0

0

Рис

Рисовая

333

7,0

1,0

74,0

3,0

12

100

8

50

150

1,0

0,08

0,04

1,6

0

Гречиха

Гречневый продел

300

9,5

2,3

60,4

12,5

3

320

20

150

253

4,9

0,42

0,17

3,8

0

Гречневая ядрица

308

12,6

3,3

57,1

11,3

3

380

20

200

298

6,7

0,43

0,2

4,2

10

Ячмень

Перловая

315

9,3

1,1

66,9

7,8

10

172

38

40

353

1,8

0,12

0,06

2,0

0

Ячневая

313

10,0

1,3

65,4

8,1

15

205

80

50

343

1,8

0,27

0,08

2,7

0

Просо

Пшено шлифованное

342

11,5

3,3

66,5

3,6

10

211

27

83

233

2,7

0,42

0,04

1,6

20

Кукуруза

Кукуруза

328

8,3

1,2

71,0

4,8

7

147

20

30

109

2,7

 

0,07

1,1

200

 Таблица 2

Потери основных пищевых веществ и энергетической ценности пищевых продуктов при основных процессах кулинарной обработки блюд и кулинарных изделий, %

Блюда из круп

Белки

Жиры

Моно- и дисах

ариды

Кра

хмал

Клет

чатка

Органи

ческие кислоты

Энергет

ическая ценность

Минеральные вещества

Вита

мины

 Na

 K

 Ca

 Mg

 P

 Fe

 B1

 B2

 PP

Варка рассыпчатых каш (гречневой, перловой, пшеничной, рисовой, ячневой)

 

2

 

0

 

2

 

2

 

2

 

-

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

30

 

22

 

15

Варка рассыпчатого риса со сливом воды

4

1

18

7

4

-

7

56

27

77

29

26

6

43

34

22

Варка вязких каш из манной крупы

1

0

1

1

1

-

1

1

1

1

1

1

1

16

10

9

Варка вязких каш из круп: гречневой, овсяной, овсяных хлопьев «Геркулес», пшеничной «Полтавской», ячневой, пшенной

 

1

 

0

 

1

 

1

 

1

 

-

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

26

 

20

 

9

Варка жидких каш из круп: манной, овсяной, овсяных хлопьев «Геркулес», пшенной «Полтавской»

 

1

 

0

 

1

 

1

 

1

 

-

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

10

 

5

 

5

Приготовление запеканок, крупеников, пудингов

4

1

2

4

2

5

3

4

4

2

4

3

3

24

16

9

Приготовление биточков, котлет

9

12

6

9

2

1

10

2

2

1

1

2

1

34

28

11

         Из круп, помимо каш, готовят также котлеты, биточки, зразы, запеканки, в т.ч. Из манной крупы. Пудинги и запеканки с добавлением творога по пищевой ценности сопоставимы с блюдами из мяса и рыбы. Для приготовления запеканок из круп варят вязкую и рассыпчатую кашу, в которую вносят необходимые (в соответствии с рецептурой) ингредиенты.

         В таблицах 3 – 4 приведены нормы потребления круп и примерные объемы порций крупяных блюд для питания детей дошкольного возраста в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН  2 4 1 3049 13 Утверждены постановлением Главного  государственного санитарного врача  Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26

 Таблица 3

Рекомендуемые среднесуточные нормы питания в дошкольных организациях (г, мл на одного ребенка)

Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов

Качество продуктов в зависимости от возраста детей

Брутто

Нетто

1 – 3 года

3 – 7 лет

1 – 3 года

3 – 7 лет

Крупы (злаки), бобовые

30

43

30

43

 Таблица 4

Примерные возрастные объемы порций для детей

Наименование блюд

Вес (масса), г

1 – 3 года

3 – 7 лет

Завтрак

Каша

120 – 200

200 – 250

Обед

Гарнир

100 – 150

150 – 180

Полдник

Блюдо из круп

80 – 150

150 – 180

Ужин

Каша

120 – 200

200 – 250

          Несмотря на значительную роль, которую играют крупяные блюда в детском питании, при наличии в анамнезе ребенка глютеновой энтеропатии – заболевания, обусловленного неспособностью кишечника переваривать клейковину злаковых (глютен), - из рациона исключаются блюда, содержащие пшено, овес, рожь и ячмень. Блюда из этих злаков заменяются рисовыми, гречневыми и кукурузными.

        

COPAREL.RU - Система управления сайтами российских организаций
Разработка и поддержка Веб-студия Coparel
les-skazka.86.i-schools.ru
2012-2024г.