Мониторинг качества дошкольного образования (МКДО)
Образовательная политика, нацеленная на повышение эффективности управления образованием и достижение высоких образовательных результатов общего образования, наряду с обеспечением доступности дошкольного образования, ставит задачи обеспечения и повышения качества дошкольного образования.
Мониторинг качества дошкольного образования Российской Федерации — объективный, прозрачный, валидный и надежный — формирует единые подходы к оценке качества, унифицирует понимание требований нормативных документов, регулирующих деятельность ДОО и его работников, позволяет сформировать комплекс надежных данных для развития дошкольного образования в субъектах Российской Федерации.
ЦЕЛЬ МКДО
- МКДО осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере дошкольного образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, повышения эффективности управления образовательной системой за счет роста качества принимаемых управленческих решений, своевременного выявления и предотвращения нарушений требований законодательства об образовании.
- МКДО создает основу для формирования единого образовательного пространства в сфере дошкольного образования в условиях разнообразия региональных, муниципальных и институциональных особенностей его реализации.
- МКДО формирует поток надежных данных о текущем состоянии и динамике развития системы дошкольного образования Российской Федерации, необходимых для определения целей, задач, стратегий и программ развития системы, расчета эффективности их реализации.
ЗАДАЧИ МКДО
- МКДО призван решить следующие задачи:
- определить единые области и показатели качества, определяющие структуру данных о состоянии и динамике развития качества образования и деятельности образовательной системы РФ в целом;
- определить механизмы, процедуры и требования к инструментарию и техно- логическим решениям для сбора, обработки и анализа информации МКДО;
- обеспечить регулярное проведение МКДО на уровне ДОО, на муниципальном, региональном и федеральном уровне и формирование базы надежных данных о состоянии и динамике развития образовательных систем;
- обеспечить доступность данных мониторинга для системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, совершенствования деятельности по повышению эффективности управления образованием и образовательной деятельности, в качестве основы для развития дошкольного образования на всех уровнях управления системой дошкольного образования;
- обеспечить условия для информирования заинтересованных лиц о результатах МКДО.
ПРИНЦИПЫ МКДО
- Ориентация на формирование единого образовательного пространства России.
- Ориентация на поддержку разнообразия детства.
- Ориентация на поддержку развития региональных систем дошкольного образования.
- Ориентация на формирование надежной доказательной базы принятия решений.
- Ориентация на создание развивающей образовательной среды.
- Ориентация на эффективное развитие дошкольного образования в Российской Федерации.
- Ориентация на непрерывное совершенствование.
- Ориентация на открытость и консенсус.
ОБЪЕКТЫ МКДО
- группа организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования в целом;
- система управления образованием, реализуемая на уровне местного самоуправления;
- система государственного управления в сфере образования, реализуемая на уровне государственной власти субъектов Российской Федерации;
- система государственного управления в сфере образования, реализуемая на федеральном уровне.
ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА МКДО
- Образовательные ориентиры.
- Образовательная программа.
- Содержание образовательной деятельности.
- Образовательный процесс.
- Образовательные условия.
- Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
- Взаимодействие с родителями.
- Здоровье, безопасность и повседневный уход.
- Управление и развитие.
Образовательная программа дошкольного образования
Содержания образовательной деятельности в ДОО (социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.)
- Разработаны и утверждены рабочие программы возрастных групп ДОО
- Содержание образовательной программы ДО обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей по следующим компонентам: социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие
Образовательные условия в дошкольной образовательной организации (кадровые условия, развивающая предметно - пространственная среда, психолого-педагогические условия).
Кадровые условия соответствуют требованиям ФГОС ДО, в том числе:
- Обеспеченность ДОО педагогическими кадрами
- Обеспеченность ДОО учебно- вспомогательным персоналом (младшими воспитателями)
- Доля педагогических работников, аттестованных на первую/высшую квалификационную категорию по результатам аттестации
- Доля педагогических работников с высшим образованием (по профилю деятельности)
- Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года
Доля руководителей ДОО, обладающие требуемым качеством профессиональной подготовки
Развивающая предметно-пространственная среда.
- Содержательная насыщенность среды
- Трансформируемость пространства
- Полифункциональность материалов
- Вариативность среды
- Доступность среды
- Безопасность развивающей предметно-пространственной среды
Психолого – педагогические условия.
- Психолого-педагогические условия соответствуют требованиям ФГОС ДО
Реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОО
- Разработаны и реализуются АООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Взаимодействие с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье).
- Взаимодействие с семьей регламентировано нормативно-правовыми документами
- Взаимодействие с семьей организовано с использование единого информационного пространства
- Родители (законные представители) удовлетворены качеством дошкольного образования
- Осуществляется индивидуальная поддержка развития детей в семье
Обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу
Созданы условия по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу за детьми, в том числе:
- мероприятия по сохранению и укреплению здоровья воспитанников
- комплексная безопасность (внутренние помещения ДОО, внешние- территория ДОО)
- качество услуг по присмотру и уходу за детьми.
Повышение качества управления в ДОО
- Руководитель ДОО имеет требуемое профессиональное образование
- Ввнутренняя система оценки качества образования в ДОО (далее – ВСОКО)
- Программа развития ДОО.