3
 
1
 
2
 
6
 
1
 
1
 
 
 

Психолого-педагогические условия соответствуют требованиям ФГОС ДО


Психолого-педагогические условия для успешной реализации образовательной программы дошкольного образования

Организация психолого-педагогических условий в соответствии с требованиями ФГОС ДО

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.

Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики.  Ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника – это организованная деятельность всех специалистов и воспитателей ДОУ, охватывающая все субъекты воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, в процессе которой создаются социально-психологические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

-анализ социальной ситуации развития ребенка в детском саду, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

- гармонизация социально-психологического климата в педагогическом коллективе;

-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром;

-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В нашем детском саду реализуются профилактические программы, охватывающие всех воспитанников, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с родителями.

 Психолого-педагогические условия реализации ФГОС ДО:

  • - уважение личности ребенка;
  • -использование форм и методов работы с детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
  • -построение образовательной  деятельности        на      основе          взаимодействия взрослых с детьми;
  • -поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу, взаимодействие в разных видах деятельности;
  • -поддержка инициативы и самостоятельности детей;
  • -защита от всех форм физического и психического насилия;
  • -поддержка родителей в воспитании и образовании детей;
  • -мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы.

Основные направления работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

Психологическое - педагогическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и администрации потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Повышение уровня психолого-педагогической культуры и оказание психологической поддержки педагогу  и родителям осуществляется через такие формы как индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, папки-передвижки, памятки, анкетирование.

В этом направлении решаются следующие задачи:

  • - формирование устойчивой мотивации к саморазвитию;
  • - закрепление знаний о возрастных психологических особенностях детей;
  • - индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с родителями;
  • - формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения прогнозировать его поведение, предвидеть результаты работы.

Основной целью работы с семьей является привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к формированию личности ребенка. В своей деятельности мы делаем особый акцент на взаимодействие с семьей, потому что в настоящее время наиболее актуальной проблемой в дошкольном образовании является привлечение родителей воспитанников к жизнедеятельности ДОУ, к процессу воспитания, образования и развития собственных детей. С родителями мы встречаемся на родительских собраниях, индивидуальных консультациях.

Психолого-педагогическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.

Психопрофилактическая работа с детьми  имеет пять основных направлений:

1) развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;

2) развитие познавательных  процессов;

3) развитие произвольной регуляции поведения;

4) развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);

5) развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.

Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых и групповых  занятий. При необходимости проводится индивидуальная работа с ребенком.

Психолого - педагогический мониторинг включает в себя мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы, а также психолого-педагогическое исследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей,  а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Кроме того, проводятся диагностические исследования адаптации к детскому саду и подготовки детей к школе.

Психолого-педагогическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическому работнику и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования.

Таким образом, наличие эффективной системы психолого-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития, воспитания и обучения детей на этапе дошкольного детства.

Психологическая безопасность образовательной среды

 

COPAREL.RU - Система управления сайтами российских организаций
Разработка и поддержка Веб-студия Coparel
les-skazka.86.i-schools.ru
2012-2024г.